Рейтинг@Mail.ru
Угольный портал
Главная Горное дело О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Главное меню
Полезное
Виртуальные выставки
Онлайн тестирование
В это трудное время Вы можете оказать помощь в развитии портала
$10000   30%   $3000
Updated:  10/11/2014
$  
Работает на Donate-Amoney
$10000   30%   $3000
Updated:  10/11/2014
Стоимость:
 UAH - ₴
Работает на Donate-Amoney
$10000   30%   $3000
Updated:  10/11/2014
Работает на Donate-Amoney
Доска объявлений
Активность форума

 Онлайн тестирование по ОТ на Угольном портале

О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России Печать E-mail
Автор: ЯНОВСКИЙ Анатолий Борисович   
04.09.2010 23:59

ЯНОВСКИЙ Анатолий БорисовичО состоянии и мерах
по развитию угольной промышленности России

(Материал предоставлен нашим информационным партнером, журналом Уголь)

ЗАПАСЫ УГЛЯ

Российская Федерация располагает значительными —193,3 млрд т разведанными запасами угля: бурого — 101,2 млрд т, каменного 85,3 млрдт (в том числе коксующегося — 39,8 млрдт) и антрацитов 6,8 млрд т (рис. 1)

Угольные бассейны и месторождения России (разведанные запасы угля, млрд т)
Рис. 1. Угольные бассейны и месторождения России (разведанные запасы угля, млрд т)

Российская Федерация занимает второе место по запасам и пятое место по объему добычи угля (более 320 млн т в год). При сущест­вующем уровне добычи угля его запасов хватит более чем на 550 лет. Это стратегическое национальное достояние. В то же время к этому достоянию требуется рачительное отношение. Необходимо эффективно развивать сырьевую базу отрасли и рационально осу­ществлять недропользование.

Около 40% числящихся на балансе резервных запасов для под­земного способа разработки из-за неблагоприятных горно-геоло­гических условий не могут в настоящее время рассматриваться в качестве активного резерва. Не обеспечивается воспроизводство промышленных запасов с благоприятными условиями отработки по наиболее дефицитным маркам углей. Промышленные запасы наибо­лее ценных коксовых марок в Кузбассе и в Ростовской области (К, КО, ОС) в немалой степени (24%) представлены угольными пластами со сложным залеганием (геологические нарушения, крутое падение).

Необходимо провести анализ нераспределенного фонда запа­сов, содействовать завершению работы по утверждению методики расчета коэффициентов технологической ценности добываемых на территории Российской Федерации коксующихся углей и их концентратов.

На основе геоинформационных систем следует создать кадастр перспективных к освоению запасов углей в разрезе бассейнов, мес­торождений и участков, а также совершенствовать технические

средства и компьютерные про­граммы комплексного монито­ринга и моделирования с исполь­зованием данных разведочных скважин, геофизических съемок и натурных измерений в горных выработках.

 

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Промышленные запасы угля действующих предприятий со­ставляют 77% учтенных балансо­вых запасов действующих шахт и разрезов, т.е. уровень проектных потерь превышает 20%. Отсутс­твует комплексный подход при формировании перечня участков, подлежащих лицензированию, не­рационально осуществляется рас­кройка шахтных полей, необоснованно определяются границы горных отводов, что способствует высоким потерям полезного ископаемого.

С целью преодоления этих недостатков необходимо: во-первых, разработать среднесрочную программу лицензирования, учитывая перспективный баланс углей с учетом ввода/выбытия мощностей угольных предприятий и развития инфраструктуры, во вторых, обеспечить участие заинтересованных Федеральных органов ис­полнительной власти (Минэнерго России, Ростехнадзор) в работе комиссии Роснедр.

Кроме того, действующее законодательство предоставляет возможность уточнения границ горного отвода лишь единожды, после разработки технического проекта и получения на него положитель­ного заключения государственной экспертизы. Вместе с тем, «замо­раживание» границ (как на глубине так и по площади) на весь период его отработки крайне нецелесообразно, учитывая длительность отработки и изменяющиеся горно-геологические условия добычи. Необходимо внести соответствующие изменения в законодатель­ство, разрешив процедуру приобретения примыкающих участков без конкурсов и аукционов. Требуется также решение вопросов землепользования, подготовки соответствующих поправок в Зе­мельный кодекс Российской Фежерации.

СОСТОЯНИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Основными угледобывающими бассейнами России являются Куз­нецкий, Канско-Ачинский, Печорский, Донецкий, а также бассейны и месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока (рис. 2).

Динамика добычи по угольным бассейнам за 1987 — 2009 гг., млн т
Рис. 2. Динамика добычи по угольным бассейнам за 1987 — 2009 гг., млн т

В 2009 г. подземным способом добыто 104,2 млн т. (35 %), открытым способом — 194,3,7 мл н т (65 %). Добыча углей для коксования соста­вила 59 мл н т, ил и около 20 % от общего объема добычи. Более 60% российской добычи угля сосредоточено в Кузбассе. Численность работников угольной промышленности в 2009 г. составила более 202,1 тыс. человек, причем в отдельных регионах это основа заня­тости. В 2009 г. экономические условия функционирования угольной промышленности складывались неблагоприятно (рис. 3,4).


Рис. 3. Динамика основных показателей деятельности угольной
промышленности за 1998 — 2009 гг.

Рис. 4. Сальдированный финансовый результат работы угольных
компаний (нарастающим итогом)

В связи с общим спадом производства в первой половине 2009 г. значительно уменьшился спрос на энергетические угли, стагнировал спрос на угли металлургического назначения. Добыча угля в 2009 г. уменьшилась на 28 млн т, или на 8,6%. Однако со второй половины прошедшего года объем добычи угля стал расти, и по итогам 5 мес. текущего года уже почти на 15% превысил показатели соответс­твующего периода 2009г. В целом в текущем году прогнозируется объем добычи около 328 млн т.
Уровень добычи угля поддерживался ростом его экспорта, пре­жде всего, в азиатском направлении. Благодаря новым контрактам, заключенным российскими угольными компаниями, объем общего экспорта угля в 2009 г. превысил уровень 2008 г. и составил 105 млн г (рост на 8%). За 5 мес. 2010 г. объем экспорта уже почти на 20% превысил показатели соответствующего периода прошлого года.

Таким образом, текущая конъюнктура на мировом рынке угля создает благоприятные условия для преодоления угольными компа­ниями негативных последствий мирового финансового кризиса.

Несмотря на резкое падение сальдированного финансового ре­зультата работы угольных компаний (см. рис. 4), фактически в семь раз с 68 до 9 млрд руб., инвестиции снизились на 30% (с 60 до 43 млрд руб.), что соответственно привело к сокращению угольными компаниями своих инвестиционных программ.

Тем не менее, в 2009 г. в эксплуатацию были введены в Кузбассе гри новых шахты и разрез, общей мощностью 7,5 млн т угля в год; цве обогатительные фабрики в Кемеровской области и обогатительная фабрика в Забайкальском крае общей мощностью 9 млн т угля в год. Ведется наращивание мощностей (с 53 до 63,8 млн т) угольных терминалов российских портов (Мурманск, Усть-Луга, Вос­точный, Ванино, Посьет). Среди новых объектов: в Кузбассе были введены в эксплуатацию шахта «Южная» мощностью 2,5 млн т угля в год (Кемеровский район), шахта «Байкаимская» мощностью 2,5млнтугля(Беловский районе) на 1720 новых рабочих мест сум­марно, шахта«Талдинская-Южная» (Прокопьевский район) мощнос­тью 1,5 млн тугля в год на 450 ра­бочих мест. Введен встрой разрез «Степановский» (Новокузнецкий район мощностью 1 млн. тонн угля в год на 360 рабочих мест. Построены две обогатительные фабрики — «Барзасская» (Кемеровский район) и «Щедрухи некая» (Новокузнец­кий район) с объемом переработки 4,5 млн т в год суммарно на 350 новых рабочих мест. ОАО «СУЭК» за пустило в эксплуатацию Тугнуйскую обогатительную фабрику (Забайкальский край) по переработке энергетического угля мощностью 4,5 млн т в год. В порту Ванино (Хабаровский край) запущен в эксплуатацию новый балкерный терми­нал ОАО «СУЭК» проектной мощностью 12мл н т перевалки угля в год.

В 2009 г. в рамках поддержки российских системообразующих ор­ганизаций, включенных в Перечень, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, была оказана государственная поддержка угольным компаниям ОАО «Белон» и ОАО «Мечел».

ОАО «Мечел» получило в российских банках 5 млрд руб. для фи­нансирования инфраструктуры Эльгинского месторождения. ОАО «Белон» заключило кредитные соглашения с банком «ВТБ» на общую сумму 7,53 млрд руб. Половина кредитов была обеспечена залогом собственных активов, другая половина была представлена Прави­тельством Российской Федерации в виде государственных гарантий. После вхождения ОАО «Белон» в Группу ММК вся задолженность по указанным кредитам была погашена, что явилось основанием для прекращения действия государственных гарантий.

Также в 2009 г. из федерального бюджета было получено 500 млн руб. на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов ОАО «Белон» (75,34 млн руб.), ООО «Южная угольная компания» (34,61 млн руб.), ОАО «УК «Южный Кузбасс» (31,03 млн руб.), ОАО «СУЭК-Кузбасс» (175,39 мл н руб.), ООО «УК «П рому глесбыт» (91,57 мл н руб.), ЗАО «ХК «Сибир-ский Деловой Союз» (6,95 млн руб.), ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (85,11 млн руб.). В 2010 году на эти цели предусмотрено направить 250 млн руб.

Тем не менее, снижение поступлений от реализации угольной продукции, дороговизна заемных средств вынудили угольные ком­пании сократить свои инвестиционные программы. Инвестиции в основной капитал угольных компаний сократились в 2009 г. против уровня предыдущего года на 33%, что особенно отрицательно ска­залось на обновлении производства ввиду использования большого количества (27 %) дорогостоящего импортного оборудования, доля которого постоянно возрастает. В 2010 г. прогнозируется рост ин­вестиций на 17%.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

На конкурентоспособность российского угля на внутреннем и внешнем рынках по-прежнему большое влияние оказывает высокая (до 50%) транспортная составляющая в цене угля.

Следует отметить, что сохранен коэффициент 0,909, обеспечи­вающий выравнивание тарифов на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями, а также действует система понижающих коэффициентов, применяемых при перевозке углей на экспорт через российские порты (включая Архангельск, Кандалакша, Мурманск, Ванино, Посьет, Находка, Восточный) и погранпереходы на расстояние свыше 3500 км.

Важной задачей является недопущение повторения ситуации прошлых лет с дефицитом подвижного состава для перевозки угля. Особое значение она приобретает в связи с планируемой ликвида­цией инвентарного парка ОАО «РЖД» и созданием второй грузо­вой компании. Это потребует предельно аккуратной и тщательной проработки новой технологии управления грузовыми (в том числе угольными) перевозками и диспетчеризации движения вагонов.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Продолжается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России (рис. 5).

Состояние работ по завершению реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2010 г.
Рис. 5. Состояние работ по завершению реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2010 г.

За период 1994-2009 гг. ликвидировано 188 шахт и 15 разрезов, на 202 из них завершены основные технические работы. В насто­ящее время разработаны и реализуются 1112 рабочих проектов, из которых выполнено 830. В период 2006-2009 гг. на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности из федерально­го бюджета перечислено 45,4 млрд руб. На 2010 г. предусмотрено выделение ассигнований из федерального бюджета в сумме 12,9 млрд руб.

В то же время объем бюджетных ассигнований, необходимый для завершения реструктуризации угольной промышленности, с учетом изменения нормативной правовой базы, инфляционных процессов увеличения льготных категорий граждан, имеющих право на переселение из ветхого жилья (3,4 тыс. семей), составляет 29,1 млрд руб., в том числе на технические работы по ликвидации шахт и разрезов (ликвидация горных выработок, снос зданий и соору­жений, рекультивация нарушенных земель)— 12,8 млрд руб., на переселение граждан из ветхого жилья — 6,7 млрд руб, реконструк­цию и замену объектов социальной инфраструктуры — 1,1 млрд руб., предоставление бесплатного пайкового угля — 5 млрд руб., эксплуатацию природоохранных объектов — 2 млрд руб. и другие расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышлен­ности —1,5 млрд руб.

В соответствии с предельными объемами финансирования, дове­денными Минфином России до Минэнерго России, предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на 2011 и 2012 гг. на эти цели 9,3 млрд руб.

Минэнерго России в соответствии с поручениями Президента Рос­сийской Федерации Д. А. Медведева и поручениями Правительства Российской Федерации подготовлены и направлены в Минфин России предложения по объемам финансирования, необходимым для завер­шения реструктуризации угольной промышленности в 2015 г.

Кроме того, и после 2015 г. необходимо будет в течение длительно­го времени осуществлять мониторинг экологических последствий ликвидации шахт и разрезов (ежегодно по 265 млн руб.) и эксплуата­цию природоохранных объектов (ежегодно по 400млн руб.),а также предоставлять бесплатный пайковый уголь льготным категориям граждан (ежегодно около 1 млрд руб.).

 

РЫНОК УГЛЯ

Перспективы угольной отрасли зависят, прежде всего, от реше­ния проблем развития внутреннего и внешнего рынка угля (рис.6). Рис. 6. Динамика экспорта и внутреннего потребления российского угля за 1997 — 2009 гг., млн тИ если производство и потребление коксующихся углей в стране практически стабильно (60 млн т в год — производство, в том чис­ле около 20% — экспорт), то с энергетическими углями ситуация непростая.

Реально, несмотря на декларируемые цели по увеличению доли угля в топливном балансе страны, этого не происходит. Приори­тетное развитие атомной энергии и гидрогенерации, сдерживание роста цен на газ делает для инвесторов угольную генерацию пока менее привлекательной.

Доля тепловых электростанций, работающих на угле, за последние годы сократилась на 10% (рис. 7). То же самое происходит в ЖКХ (газификация ЖКХ планомерно сокращает потребление угля).

Расширение внутреннего рынка угля необходимо осуществлять с помощью государственной поддержки и стимулирования модерни­зации и строительства новых ТЭС на основе внедрения современных технологий (в России разработан блок 66О МВт на сверх критических параметрах пара), а также повышения эффективности объектов теплогенерации в рамках реформы ЖКХ с развитием локальной энергетики, которая востребована в условиях России.Рис. 7. Распределение поставок российского угля по потребителям

Необходимо на базе экологически чистых угольных технологий применительно к конкретным месторождениям углей предусмот­реть выполнение проектов по созданию ТЭЦ нового поколения, в том числе с образцом пылеугольного энергоблока мощностью 330-660 МВт на суперсверхкритические параметры пара и целевых демонстрационных установок газификации угля.

В настоящее время в Российской Федерации работает 78,6тыс. коммунальных котельных, значительная часть которых использует в качестве топлива уголь. При этом большинство угольных котельных морально уста рели, и их КПД не отвечает современным требовани­ям. Необходимо в срочном порядке, с целью модернизации комму­нальной энергетики и создания новой линейки оборудования, как платформы последующей модернизации электро - и теплосистем локальной энергетики, подготовить предложения по реализации в регионах на принципах государственно-частного партнерства пи­лотных проектов комплексной модернизации объектов теплового хозяйства ЖКХ на основе угольных мини-ТЭЦ и котельных нового поколения, отвечающих современным требованиям по экономич­ности, экологическим нормативам, автоматизации. В дальнейшем наиболее удачные решения необходимо тиражировать.

В ближайшей перспективе возможно увеличение потребления угля в производстве цемента. Недавно были обнародованы планы ввода в ближайшие годы 20-25 млн т новых мощностей цементных заводов. Если представить, что эти заводы будут использовать не газ, а уголь, а также прогнозировать перевод части существующих заводов на сухое производство, то речь идет про дополнительные 15-20 млн т угля.

В условиях ограниченности потенциала внутреннего рынка критическое значение имеют объемы и развитие экспорта угля.

Прогнозные оценки внешнего спроса на российский уголь позволяют говорить о возможном наращивании экспорта практически вдвое ес­тественно, при условии, во-первых предсказуемости и стабильности железнодорожных тарифов, и, во-вторых создания экономически обоснованных резервов мощностей морских портов. Динамика экс­порта угля через морские порты представлена в табл. 1.

Работа по расширению мощности угольных терминалов активно ведется угольными компаниями (рис. 8).

Необходимо ускорить строительство железнодорожных магист­ралей для выхода к портам Ванино (Кузнецовский тоннель) и Вос­точный, а также ликвидировать «узкие места» БАМа и Транссиба в районе от Нерюнгри до портов Дальневосточного бассейна.

Развитие рынка угля требует также решения вопросов повыше­ния его качества и глубокой переработки, получения новых видов угольной продукции.

Экспорт российского угля через морские порты, млн т

Порты

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

России

22,3

24,6

26,0

26,4

33,4

35,5

43,8

51,7

54,8

61,0

Украины и Балтии

4,7

8,5

14,3

16,9

25,9

29,7

34,0

30,5

29,6

33,5

ВСЕГО

27,0

33,1

40,3

43,3

59,3

65,2

77,8

82,2

84,4

94,5

> 87% экспорта российского угля осуществляется через морские порты.
> 57% экспортируется через порты России.

 

В последние годы в отрасли существенно увеличились объемы обогащения угля (до 120 млн т). За период 2000-2008 гг. объем обогащения угля вырос на 44%, в том числе коксующегося — на 13%, энергетического — более чем в два раза. Обогащается 95% коксующегося и 22% энергетического угля. Работы по развитию обогащения должны быть продолжены.

Рис. 8. Перспективы экспорта российского угля через морские порты, млн т

Необходимо обеспечивать российских потребителей угля (элек­тростанции, ЖКХ, цементную отрасль и др.) угольной продукцией, соответствующей высоким требованиям по качеству, с максимально стабильными показателями по таким ключевым параметрам как теплотворная способность, зольность, влажность, содержание серы. Это наиболее оптимальный способ решения задачи повышения эффективности функционирования производств использующих угольное топливо (максимально высокое КПД, низкие выбросы загрязняющих веществ, снижение расходов на ремонты и реконс­трукцию оборудования).

Производство таких высококачественных продуктов как пылеугольное топливо и угольные брикеты способно обеспечить макси­мально стабильный уровень качественных характеристик и решить вопрос стандартизации и угольного топлива. Для решения этой задачи необходима долгосрочная привязка строящихся и планируемых к строительству энергетических и других углепотребляющих мощ­ностей к планам угольных компаний по развитию брикетных и пылеугольных производств.

Кроме того, перспективы отрасли связаны с получением новых видов угольной продукции, в том числе получения синтетического жидкого топлива (СЖТ) из угля в результате выполнения работ по созданию отечественных технологий его глубокой переработки и процессов углехимии.

Необходимо в рамках Государственной программы по энергосбе­режению и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г. сформировать направление по созданию отечественных технологий в углехимии, включая производство СЖТ из угля.

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Производственный потенциал угольной промышленности — это 91 шахта, 137 разрезов, 49 обогати­тельных фабрик, и 2 обогатительные установки. Удельный вес открытого способа добычи более 68%.

Горно-геологические условия разработки угольных месторожде­ний России продолжают постоянно усложняться, в том числе и в резуль­тате повышающейся интенсивности отработки запасов. Абсолютное большинство шахт работает в опас­ных условиях, что обусловлено по­вышенными рисками труда. Средняя глубина разработки угольных плас­тов подземным способом выросла с 388 м (2000 г.) до 421 м (2009 г.), (на 8,5 %). В Воркуте и Ростовской облас­ти есть шахты с глубиной разработки пластов более 1000 м. Доля шахт с высокой степенью метаноноопасности достигла 60% (шахты 3-й категории и выше, а также опасные по внезапным выбросам). Среди разрабатываемых пластов, 91 % яв­ляются опасными по взрывчатости угольной пыли, 61 % — склонны к самовозгоранию угля, 11 % — опасны по внезапным выбросам, а 38% — склонны к внезапным выбросам угля и газа, а 22% — опасны по горным ударам.

Доля добычи угля из шахт, опасных по взрывам метана и угольной пыли, горным ударам, внезапным выбросам угля и газа, выросла с 88% в 2000 г. до 95 % в 2009 г., и в абсолютных объемах увеличилась на 20 млн т, или на 25 % (рис. 9).

Рис. 9. Добыча угля на шахтах с опасными условиями, млн т

Вскрытие новых горизонтов на шахтах ведется по временным схемам, большое количество шахт работают в уклонных полях, про­ветриваются также по временным схемам, о чем свидетельствует высокий удельный вес уклонов в общем объеме поддерживаемых горных выработок, а также крайне низкая доля вертикальных ство­лов (рис. 10).

Рис. 10. Протяженность поддерживаемых горных выработок, %
Рис. 10. Протяженность поддерживаемых горных выработок, %

Из-за высоких удельных затрат на проходку и обустройство ка­питальных горных выработок, в том числе вертикальных стволов и полевых штреков, у собственников нет коммерческого интереса в их проведении.

С 2002 г. наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал доля Кузбасса в общем объеме инвестиций выросла с60 до 80% (рис. 11). Однако основная часть капитальных вложений (74%) идет на обновление активной части основных фондов (оборудова­ние). При этом недостаточно средств вкладывается в проведение вертикальных стволов и на внедрение средств комплексной дега­зации, что естественно сказывается на состоянии промышленной безопасности которую нельзя признать удовлетворительной.


Рис. 11. Структура инвестиций в основной капитал угольных предприятий, млрд руб.

Внедрение прогрессивной техники и технологии не обеспечено комплексным решением вопросов дегазации и вентиляции. Нагруз­ки на очистные забои выросли более чем вдвое за счет внедрения мощного зарубежного оборудования. При этом реализованные проекты по комплексной дегазации шахты пока носят единичный характер. В Кузбассе это, например, несколько шахт ОАО «СУЭК».

Говоря об открытых горных работах, необходимо отметить, что доля прогрессивных технологий (поточной и циклично-поточной) составляют 20%, оборудование изношено.уровень рекультивации составляет 50% годового нарушения.

С целью снижения аварийности и сохранения жизни и здо­ровья работников угольной промышленности по поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России, Мин-здравсоцразвития России, Минприроды России, Ростехнадзор и Росуглепроф разработали в 2009 г. «Программу по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопаснос­ти ведения горных работ, снижения аварийности и травматиз­ма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы» (рис. 12), которая в настоящее время реализуется. Министерствами выполняется 49 мероприятий, в том числе: разработка трех законопроектов, 23 нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности и охране труда и др.

Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения
безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной
отрасли, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных,
аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы. Часть 1

Рис. 12. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 1
Рис. 12. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 1

Программа предусматривает осуществление угольными компа­ниями выполнение работ по всем направлениям, обеспечивающим повышение промышленной безопасности (рис. 13).

Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения
безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной
отрасли, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных,
аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы. Часть 2

Рис. 13. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 2
Рис. 13. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 2

На эти цели в 2009-2010 гг. компании направят 24млрд руб. Естес­твенно, что по итогам 2010 г. эта программа должна быть дополнена и продолжена в 2011 -2012 годы.

Кроме то го требует кардинального обновления нормативная база проектирования с учетом характеристик современного угледобы­вающего оборудования, новейших достижений отечественного и мирового горного дела. Технологические схемы ведения очистных и подготовительных работ, схемы вскрытия и подготовка шахтных полей давно устарели.

Необходимо до конца года разработать и принять Программу совершенствования нормативной базы проектирования строитель­ства угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и углеобогати­тельных фабрик.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

Дальнейшее развитие отрасли связано с освоением новых мес­торождений каменного угля. Это в первую очередь Эльгинское месторождение коксующегося угля в Республике Саха (Якутия), Элегестское и Межэгейское месторожде­ния коксующегося угля в Республике Тыва, Ерунаковское и Менчерепское месторождения в Кузбассе (рис. 14).

 

Рис. 14. Перспективные угольные месторождения России
Рис. 14. Перспективные угольные месторождения России

Освоение и развитие новых мес­торождений угля возможно осущест­влять только на условиях государс­твенно-частного партнерства. Такие примеры уже есть — именно так ОАО «Мечел» осваивает Эльгинское место­рождение.

Отрасли необходима коренная мо­дернизация. Сегодня востребованы инвестиции на весь жизненный цикл предприятия. Это и инфраструктура, не­обходимая для деятельности предпри­ятия, в том числе транспортная, это и горнокапитальные работы, это и новое оборудование, в том числе по дегаза­ции. Для обеспечения промышленной безопасности необходимы инвестиции. Особенность этих инвестиций — срок окупаемости больше 10 лет.

Начиная с 2005г. в угольной про­мышленности действует механизм возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышлен­ности на реализацию инвестиционных проектов. Указанный механизм позво­лил в течение 2005-2007 гг. привлечь кредиты банков на реализацию инвес­тиционных проектов угольных компа­ний в объеме более 26 млрд руб., это свидетельствует о его эффективности и необходимости продолжения этой практики.

В целях стимулирования и обеспе­чения государственной поддержки инвестиционной деятельности уголь­ных компаний (поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медве­дева от 20.02.2010 г. №К419, п. 1 «ж»), необходимо, начиная с 2011 г., пре­дусмотреть механизм возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по креди­там, полученным на срок до пяти лет на реализацию инвестиционных про­ектов, связанным с техническим пере­вооружением, реконструкцией, под­держанием мощностей действующих

угледобывающих организаций, приобретением оборудования и приборов, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, систем контроля и аварийного оповещения. На эти цели необхо­димо предусмотреть в федеральном бюджете ежегодные расходы по 1200 млн руб. в год. Это позволит привлечь кредиты банков в объеме более 20 млрд руб.

Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности угольных компаний необходимо не только ускорить принятие за ко­на о дифференцированном налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и принять решение об освобождении от этого налога на определенный период времени при разработке новых месторож­дений и необходимости строительства новой инфраструктуры, а также на конечном этапе разработки месторождений.

Количество поставляемого в Россию импортного оборудования постоянно увеличивается (табл. 2).

Таблица 2 Динамика удельного веса импортного оборудования в общем объеме парка ГШО отрасли, %

 

Оборудование

2000 г.

2009 г.

Механизированные крепи и комбайны на подземных горных работах

19,6

54,9

— в том числе производства Украины

11,3

10,1

Основное технологическое оборудование на открытых горных работах
— Технологический автотранспорт

5,3

80,0

23,0
88,0

Необходимо разработать комплекс мер по развитию отечест­венного угольного машиностроения включая не только вопросы подготовки новых технических регламентов, национальных стан­дартов, содержащих требования безопасности к горношахтному и горнотранспортному оборудованию, созданию и модернизации стендовой базы для испытаний указанного оборудования, но и сти­мулирующие российских производителей к созданию совместных предприятий с мировыми лидерами — производителями горного оборудования.

Подготовить предложения:

  • о внесении изменений и дополнений в ФЦП «Национальная тех­нологическая база на 2007-2011 годы» и «Исследование и разработ­ка по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» в части необходимости разра­ботки технологий, повышающих уровень безопасности в ТЭК;
  • по субсидированию технологического перевооружения ор­ганизаций тяжелого машиностроения путем их внесения в поста­новление Правительство Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №205;
  • по корректировке мер таможенно-тарифного регулирования по ограничению ввоза на территорию Российской Федерации комп­лектного и бывшего в употреблении горношахтного оборудования, аналоги которого производятся отечественными предприятиями;
  • по внесению дополнений в Постановление Правительство Российской Федерации от 28.07.200бг. №468 «Об утверждении пе­речней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» в части включения в него перечня соответству­ющего горношахтного оборудования.

Реализация предложенных мер невозможна без соответствую­щего развития научной и проектной базы отрасли, без квалифици­рованных кадров.

К основным недостаткам осуществления научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и проектных работ в угольной отрас­ли следует, прежде всего, отнести:

  • отсутствие консолидированных усилий государственных структур и угольных компаний в решении научно-технических задач отрасли на основе механизма го­сударственно-частного партнерства по совместному финансированию выполне­ния научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государством и угольными компаниями;
  • разобщенность и нерациональное использование имеющегося научно-тех­нического потенциала, в том числе акаде­мического сектора и вузовской науки для решения проблем угольной отрасли;
  • нестабильное обновление отрасле­вых нормативно-правововых документов из-за недостаточности финансирования исследований, обеспечивающих научное обоснование принимаемых нормативов, в том числе в области технического регу­лирования;
  • отсутствие постоянного мониторин­га изменения горно-технических условий разработки угольных месторождений и выполнения прикладных научных исследовании синхронизирующих создание и применение новых тех­нико-технологических решений, интенсифицирующих производс­твенные процессы с обеспечением безаварийной работы горных предприятий.

Таким образом, в настоящее время отсутствует эффективно функционирующая система для реализации единой научно-инновационной политики развития угольной отрасли, особенно в части создания и применения новых техники и технологий, позволяющих интенси­фицировать производственные процессы, обеспечить безаварий­ную работу горных предприятий. Также сохраняется разрыв между отраслевой наукой, горным образованием и производственными предприятиями угольной промышленности, в том числе на уров­нях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения технологического коридора «прикладные иссле­дования — опытно-конструкторские разработки (проектирова­ние) — производство», подготовки кадров под конкретные направ­ления инновационной деятельности для нужд угольной отрасли.

В целях развития системы научных исследований и прикладных разработок, создания качественной инновационной инфраструк­туры и обеспечения необходимого уровня технологической готов­ности предприятий углепромышленного комплекса к эффектив­ному функционированию Минэнерго России планирует принять следующие меры по укреплению системы научных и проектных организаций угольной промышленности.

Создать при Минэнерго России научно-технический совет угольной промышленности (далее — НТС) из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной влас­ти (Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минп­рироды России, Минпромторга России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Роснедр, Главгосэкспертизы и других), угольных компаний, научных (включая РАН) и проектных организаций и организовать его работу по следующим секциям: технология добычи и переработки угля, проектирование угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, промышленная безо­пасность и охрана труда, техническое регулирование, экология горного производства, энергетическая эффективность, экономи­ка угольной промышленности.

В рамках научно-технического совета будет:
  • разработана и реализована программа приоритетных направлений научных иссле­дований в угольной отрасли на ближайшие 3-5 лет, консолидируя усилия государствен­ных структур и угольных компаний, с одной стороны, и научных и проектных организаций с другой;
  • обеспечены рассмотрение и экспертиза долгосрочной программы развития уголь­ной промышленности на период до 2030 г., программы лицензирования угольных мес­торождений, программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, по­вышения безопасности ведения горных ра­бот, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспа­сательных, аварийно-спасательных частей, программы совершенствования нормативной базы по вопросам, связанным с проектированием, строительством и эксплуатацией угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и обогатительных фабрик, программы разработки национальных стандартов (сводов правил) в угольной отрасли, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов и других доку­ментов, связанных с развитием отрасли;
  • создана площадка для информационного обмена между пред­приятиями угольной отрасли в части инновационных разработок и использования результатов научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций;
  • подготовлены предложения по совершенствованию законо­дательных и нормативных правовыхактов в части стимулирования угольных компаний по совместному финансированию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рам­ках государственно-частного партнерства, а также обеспечения доступа научных сотрудников на предприятия угольной промыш­ленности для проведения натурных наблюдений, сбора статисти­ческих данных, проведения экспериментов;
  • разработан комплекс стимулирующих мер по привлечению в научные организации угольной промышленности молодых спе­циалистов в том числе за счет увеличения вузам бюджетной квоты на подготовку инженеров горных специальностей; предусмотреть возможность предоставления ведущим отраслевым институтам бюджетных квот для подготовки аспирантов.

В связи с тем, что необходим определенный период реструк­туризации системы научных организаций, выстраивания новой технологической цепочки и подготовка ее функционирования в новых экономических условиях выполнение вышеуказанных работ Научно-техническим советом осуществить в организационно-пра­вовой форме простого товарищества с участием научно-исследова­тельских организаций, проектных и учебных институтов, угольных компаний, производителей горно-шахтного оборудования и других заинтересованных организаций.

В дальнейшем для обеспечения системности и координации научно-исследовательских, опытно-Рис. 15. Баланс интересов и ответственности государства и бизнесаконструкторских и проектных работ в угольной промышленности целесообразно реорганизовать простое товарищество в некоммерческое партнерство.

По нашему мнению, основой дальнейше­го развития отрасли должен быть баланс интересов и ответственности государства и бизнеса (рис. 15).

При этом государство ответственно за совершенствование нормативно-правовой базы (создавалась в 1970 — 1980-х годах); эффективный надзор(усиление функций) и благоприятный инвестиционный климат.

С другой стороны, интересы бизнеса—это не только инвестиционная привлекатель­ность и доступность кредитных ресурсов, но и ответственность и обязанности, в том чис­ле по промышленной безопасности и охране труда (страхованию и созданию ликвидаци­онных фондов), социальные обязательства.

Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как:

  • формирование рынков (энергобаланс, генеральная схема элек­троэнергетики, газовой промышленности, транспорта, ж/д тарифы, цены на газ, гармонизация с программами других отраслей);
  • оказание различных форм государственной поддержки, учи­тывая длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли;
  • наука и образование.

При этом можно выделить следующие этапы развития отношений между государством и бизнесом:

  • совершенствование законодательства обеспечивающего бе­зопасность, при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, т.е. установление «правил игры»;
  • развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения но­вой угольной генерации, развития инфраструктуры;
  • стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений путем не только субсидирования процентных ставок, но и предо­ставления налоговых льгот и преференций, (ускоренная амортиза­ция) с учетом необходимости недопущения выпадающих доходов региональных бюджетов.

Целевая модель отрасли государством и бизнесом разрабаты­вается совместно. Уже сейчас с целью выработки предложений по железнодорожным тарифам, по нормам естественной убыли, по форме долгосрочных контрактов на поставку угля на внутренний рынок в Минэнерго России созданы и действуют с участием предста­вителей федеральных исполнительных органов власти и угольных компаний соответствующие рабочие группы.

Указанные приоритеты должны найти отражение в Комплексной программе развития угольной промышленности, разработка ко­торой осуществляется Минэнерго России с участием заинтересо­ванных федеральных органов исполнительной власти и угольных компаний. Для чего также создана специальная рабочая группа.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что, даже пройдя тяжелые времена, отрасль сохранила потенциал развития. Его реализация — в плоскости более тесного взаимодействия частных компаний и государства, наличии долгосрочной государственной политики и программы.

публикация из журнала Уголь 8-2010

ЯНОВСКИЙ
Анатолий Борисович

Заместитель
министра энергетики
Российской Федерации
Доктор экон. наук,
профессор
 
Активность сообщества
3 месяцев назад
ИнтерУгольТрейд установил(а) новый аватар. Апр 27
4 месяцев назад
Iron установил(а) новый аватар. Апр 13
5 месяцев назад
ИнтерУгольТрейд1 установил(а) новый аватар. Мар 13
10 месяцев назад
uacoal Уголь от производителя. АШ, АС, АМ, АО, АКО, АК, Г, ДГ, Т. Окт 20
 
Рейтинг@Mail.ru